Взрывное развитие электроники с началом массового производства интегральных
микросхем привело к тому, что в настоящее время электронные компоненты и
узлы широко применяются во многих технических устройствах, даже там, где
традиционно использовались иные физические принципы. Сфера их применения
практически безгранична: от точнейших измерительных приборов и промышленного
оборудования до бытовых устройств и игрушек. И наконец, современная
электроника является материальным фундаментом новых информационных
технологий, развитие которых уже сейчас приводит к невиданным социальным
последствиям. Многим сегодняшним школьникам предстоит не только
эксплуатировать, но и принимать участие в разработке и производстве
электронных устройств. Поэтому, актуальность развития этого направления
технического творчества очевидна.
Кроме теоретических сведений учащиеся получают навыки радиомонтажных,
слесарных работ, практической работы с радиоизмерительными приборами.
1 год
обучения
Основы электротехники и электроники. Знакомство с основными понятиями
электротехники, преимущественно на уровне представлений, с минимальным
привлечением математического аппарата. Знакомство с наиболее
распространенными полупроводниковыми электронными компонентами и
транзисторной схемотехникой. Лабораторные работы по большинству из изучаемых
тем. Практическая работа над разработанной самостоятельно или с помощью
руководителя конструкцией, содержащей изученные схемотехнические решения.
Аналоговая электроника. Представление об аналоговых вычислительных
устройствах. Операционный усилитель и схемы его включения. Аналого-цифровые
и цифро-аналоговые преобразователи. Другие полупроводниковые элементы, не
вошедшие в программы первого и второго годов изучения. Практическая работа
над конструкцией.
2 год
обучения
Введение в цифровую электронику. Изучение основных понятий цифровой
электроники. Знакомство с технологией производства интегральных микросхем и
схемотехникой логических элементов. Углубленное изучение номенклатуры и
схемотехники микросхем ТТЛ. Лабораторные работы по большинству изучаемых тем.
Разработка и изготовление конструкции на микросхемах ТТЛ. Микропроцессорная
электроника. Знакомство с микропроцессорными системами. Понятие об
архитектуре цифровых ЭВМ. Номенклатура микросхем микропроцессоров,
запоминающих устройств и контроллеров периферийных устройств.
Программирование микропроцессорных устройств и языки ассемблера.
Практическая работа над конструкцией.
Занятия проводятся с группами по 10 человек два раза в неделю по три
академических часа.
Практическая работа над конструкцией - главная компонента в системе занятий
кружка. В процессе практической работы происходит закрепление, корректировка
знаний, полученных в ходе теоретических и лабораторных работ. И, в свою
очередь, она стимулирует познавательную активность, нацеливает на
углубленное изучение пройденного.
В психологическом плане успешное проведение работы от идеи до работающей
конструкции поднимает самоуважение учащегося, дает ему опыт
социально-позитивного самоутверждения.
Практическая работа проходит в форме индивидуальных проектов,
продолжительностью, как правило, в один учебный год. Проект базируется на
элементной базе текущего года занятий.
Первогодки работают над несложными конструкциями, содержащими обычно не
более десятка транзисторов, и не представляющими особенного потребительского
интереса. На этом этапе главное приобрести опыт, который позволит в
последующие годы браться за гораздо более сложные и интересные проекты. К
третьему, четвертому годам обучения ребята приобретают навыки
конструкторской работы и имеют определенный багаж знаний, поэтому им по
плечу сложные проекты. Многие конструкции, родившиеся в ходе таких проектов,
участвовали в городских, республиканских и российских конкурсах технического
творчества и получали достойную оценку.